Comprice.ru - федеральный медиа-ресурс, посвященный рынку современных информационных технологий!
16+
ComputerPrice
НА ГЛАВНУЮ СТАТЬИ НОВОСТИ IT-СОБЫТИЯ О НАС


"Автоматизация 2014" - 15-я Международная специализированная выставка
"Промышленная электротехника и приводы" - 7-я Специализированная выставка "Радиоэлектроника и приборостроение 2014" - XIV  Международная специализированная выставка
Магазин компьютеров и электроники КОНСТАНТА Конференция Разработка Программного обеспечения/CEE-SECR 2014. ИТ-конференция в Москве
МЕЖДУНАРОДНАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ВЫСТАВКА "АВТОМАТИЗАЦИЯ. ОТРАСЛЕВЫЕ РЕШЕНИЯ" СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ВЫСТАВКА PCB-EXPO ПЕЧАТНЫЕ ПЛАТЫ И МОНТАЖ
V Международная конференция «Managed Services 2014 - Оптимизация затрат операторов, аутсорсинг сетевой и ИТ-инфраструктуры, совместная эксплуатация сетей связи» Инструменты и методы анализа программ, ТМПА-2014
3D Print Expo - выставка передовых технологий 3D-печати и сканирования


Яндекс цитирования


Версия для печати

Биллинговые системы

Данный обзор ни в коей мере не претендует на полноту освещения столь обширной темы и призван в первую очередь дать общее представление о биллинговых системах как таковых и преимуществах, которые дает их использование.

Биллинговые системы - программные комплексы, основным назначением которых является тарификация телефонных переговоров. Помимо того, современные биллинговые системы предоставляют целый ряд дополнительных возможностей.

Комплекс задач, решаемых благодаря использованию биллинговых систем в АТС преприятия, в большинстве случаев сводится к трем основным направлениям:

- Экономия. Достигается путем установления жесткого контроля над звонками, проходящими через мини-АТС предприятия. По мнению аналитиков, достигает 30% в сравнении с затратами на телефонные переговоры до установки биллинговой системы.

- Конфиденциальность. Достигается за счет повышенных возможностей контроля над внутренними и внешними коммуникациями компании, что позволяет пресечь нежелательную утечку информации. К данным возможностям можно отнести контроль за направлением телефонных звонков.

- Оптимизация. Актуально прежде всего для компаний, чья деятельность непосредственно связана с телефонными переговорами. К этой категории относятся всевозможные справочные службы, консультации, службы поддержки, иными словами - предоставляющие в том или ином виде информационные услуги по телефону. Использование биллинговой системы позволит планировать расходы на телефонные переговоры, выбирать оптимальный режим работы, совершенствовать систему предоставления услуг.

Как следствие, возникает ряд дополнительных полезных функций: возможность сверять счета телефонной компании с расчетами собственной биллинговой системы, контроль над использованием сотрудниками рабочего времени, поиск телефонных номеров, анализ загрузки телефонных линий в течение заданного промежутка времени.

Биллинговые системы в настоящее время значительно шире используются за рубежом, чем в странах СНГ.

Усиление в последнее время интереса к биллинговым системам обусловлено несколькими основными причинами:

- Массовый переход отечественных телефонных компаний на поминутную оплату городских телефонных переговоров.

- Распространение услуг сотовой связи и IP-телефонии, а также увеличение и постоянный рост числа пользователей сети Интернет. Дело в том, что если операторов стационарных телефонных сетей может в некоторой мере удовлетворить система, накапливающая информацию о звонках в течение рабочего времени суток и производящая тарификацию в ночное время, то для ISP и операторов сотовой связи такой подход явно неприемлем, здесь требуется максимальная приближенность к реальному времени, возможность сформировать необходимый счет буквально в любой момент.

Это расширяет круг предприятий - потенциальных пользователей биллинговых систем. Если для телекоммуникационной компании биллинговая система является необходимым компонентом, что следует из ее прямого предназначения, то с течением времени она, вероятно, станет неотъемлемым атрибутом каждой крупной компании. Помимо того, внедрение биллинговой системы может заинтересовать фирмы, совместно использующие одну внутреннюю АТС.

Под общим термином "биллинговые системы" понимается класс программно-аппаратных комплексов, призванных решать часть рассмотренных нами выше задач, которые можно условно разделить на три группы:

- Разработанные силами самого предприятия либо под конкретный заказ. Существенным недостатком таких разработок является то, что они разработаны программистами, не специализирующимися непосредственно в данной области, а зачастую имеющими смутное представления об особенностях реализации программных продуктов, предназначенных для использования в области телекоммуникаций. Чаще всего функциональность таких систем ограничена лишь теми возможностями, которые были предусмотрены заказчиком и могли быть реализованы исполнителем. Системы данной группы не имеют соответствующей сопроводительной документации, в них зачастую не реализована возможность модернизации и подключения дополнительных модулей, что затрудняет их последующее использование и адаптацию под растущие потребности потребителя.

- Поставляемые компаниями-производителями в комплекте с аппаратным обеспечением, они более функциональны, чем рассмотренные выше, но помимо высокой цены среди недостатков данного подхода следует отметить ограниченность возможностей модернизации и адаптации к условиям работы потребителя. Кроме того, совершенно очевидно, что программное и аппаратное обеспечение таких комплексов сравнительно быстро устаревает морально, либо, как и в первом случае, перестает соответствовать новым запросам предприятия-потребителя.

- Системы, разработанные компаниями, специализирующимися на разработке, внедрении и сопровождении биллинговых систем. Таким системам свойственны универсальность, хорошая и своевременная техническая поддержка, возможность расширения с помощью дополнительных модулей, хорошая адаптируемость к конкретным задачам потребителя.

Но в выборе биллинговой системы потребителю следует руководствоваться в первую очередь реальными потребностями, а не рекламной информацией разработчика, больше обращая внимание на возможности той или иной системы и ее соответствие поставленным задачам. Для лучшего понимания имеет смысл дополнить предложенную выше классификацию "по разработчику" классификацией "по потребителю":

1. Системы локального биллинга - ориентированы на предприятия, не являющиеся операторами услуг связи. В первую очередь служат для проверки клиентами выставленных им счетов и решения проблем внутреннего контроля. В общем случае такие системы менее ответственны и не столь требовательны к аппаратному обеспечению и иным ресурсам, как "операторские". Чаще всего, работают на стандартном офисном ПК в режиме реального времени, при этом информация о звонках передается через последовательный порт и сразу поступает в базу биллинговой системы. Основные задачи:

- Структуризация расходов по административному признаку (по сотрудникам, отделам, проектам);

- Статистическая обработка информации и представление результатов в виде отчетов и деловой графики;

- Определение загруженности линий (суточный трафик, перегрузка линий);

- Выставление счетов за переговоры, выполненные в интересах клиентов (для адвокатских контор, консалтинговых фирм и компаний, выполняющих заказные проекты).

2. Системы "операторского" биллинга ориентированы на операторов связи. Основной задачей является собственно выставление счетов абонентам, с учетом сложных систем тарификации, предусматривающих различные тарифные планы. Такие системы значительно дороже и требовательнее к технике, в некоторых случаях необходимо использовать специальное аппаратное обеспечение и дополнительное ПО.

Отметим, что в настоящее время происходит переход большинства операторов связи на профессиональные биллинговые системы, в сторону отказа от "домашних" наработок. Если это пока не слишком актуально для предприятий, не имеющих прямого отношения к предоставлению услуг связи, то операторы ощущают в процессе роста значительные проблемы, поскольку биллинг лежит буквально в основе их прибыльности. С ростом числа клиентов, добавлением тарифных планов, расширением спектра предоставляемых услуг связи, появлением филиалов, удаленных от центрального офиса, обнаруживается неготовность имеющегося ПО справляться с новыми задачами. Таким образом, удачный выбор биллинговой системы напрямую влияет на возможность компании предлагать на бурно развивающийся рынок телекоммуникаций новые услуги и устанавливать оптимальные цены.

Для некоторых биллинговых систем характерна глубокая интеграция с Интернетом, благодаря которой решаются задачи удаленной регистрации, активации, просмотра статистики и назначения услуг абонентом. Использование данного принципа может быть полезно предприятиям с разветвленной инфраструктурой для управления складом и финансами.

При необходимости биллинговые системы могут быть интегрированы с системами бухгалтерского и складского учета.

По мнению аналитиков, при выборе биллинговой системы следует отдавать предпочтение отечественным разработкам, как в большей степени учитывающим осособенности и специфику отечественных потребителей, лучше адаптируемым и имеющим техническую поддержку, реально более доступную потребителю. Помимо того, при равных характеристиках с зарубежными аналогами отечественные комплексы выгодно отличаются по стоимости.

В рамках данного обзора мы не остановили внимание на технологических особенностях реализации различных биллинговых систем. Причиной тому является многообразие решений и возможностей их сочетания в рамках одного комплекса, поэтому для детального анализа этого класса программ потребитель должен сузить задачу, определившись со следующими вопросами:

- Выступает ли потребитель в качестве оператора услуг связи?

- Круг задач, которые предполагается решать.

- Планируется ли дальнейшее расширение спектра предоставляемых услуг?

- Часто ли будет возникать потребность в адаптации системы под растущие нужды?

- Объективная оценка своих финансовых возможностей и готовности понести расходы, связанные с приобретением (разработкой), внедрением системы и обучением персонала.

Web-ресурсы, которые помогут сориентироваться при выборе и более подробно ознакомиться с вопросом:

Разработчики

www.reksoft.ru. Сервер компании "Рексофт", представляющей линейку локальных и "операторских" биллинговых систем "Барсум", а также системы для электронной коммерции;

www.billing.ru/welcome.cfm. Компания "Петер-Сервис", семейство информационно-биллинговых систем для операторов сотовых сетей стандарта NMT-450, NMT-450i, GSM-900 и для операторов наложенной цифровой сети;

www.acc.ru/flagship/rus "Flagship TeleSystems". Компания, поставляющая биллинговые системы для крупных телекоммуникационных корпораций СНГ;

http://www.servocomp.ru/rus/absolute.htm "СервоКомп". Автоматизированная система учета услуг и расчетов "Абсолют" для поставщиков интернет-услуг.

Информационные

www.billing2000.ru. Выставка-симпозиум "Биллинг-телекоммуникаций - 2001", которая пройдет в Москве 18-20 декабря 2001 г. Тут также освещены итоги первого форума, прошедшего в декабре минувшего года, действует постоянно обновляющаяся рубрика новостей. На сайте представлены информационные материалы, обзоры и другие публикации по вопросу биллинга. В разделе "Разработчики" можно подробнее узнать о компаниях, профессионально занимающихся выпуском биллинговых систем. Желающие принять участие в предстоящей выставке могут сделать заявку;

www.sotovik.ru/library/analit_6_4.htm. Архив аналитической информации, посвященной биллингу, от журнала "Сотовик".

Олег Довбня




статьи
статьи
 / 
новости
новости
 / 
контакты
контакты
 / 
реклама
реклама