Comprice.ru - федеральный медиа-ресурс, посвященный рынку современных информационных технологий!
16+
ComputerPrice
НА ГЛАВНУЮ СТАТЬИ НОВОСТИ IT-СОБЫТИЯ О НАС


18-я Международная выставка электронных компонентов и комплектующих "ЭкспоЭлектроника"
IV Международный форум «Broadband Russia Forum 2014 – Развитие сетей нового поколения в России» II Международная конференция «Voice 2014 - Будущее VoIP-трафика в России и СНГ. Транзит и розничный рынок»
Магазин компьютеров и электроники КОНСТАНТА Techno Pro²
МЕЖДУНАРОДНАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ВЫСТАВКА "АВТОМАТИЗАЦИЯ. ОТРАСЛЕВЫЕ РЕШЕНИЯ" СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ВЫСТАВКА PCB-EXPO ПЕЧАТНЫЕ ПЛАТЫ И МОНТАЖ
Russian App Day


Яндекс цитирования


Версия для печати

Технологии электронной коммерции

08.04.2002

Александр Степанов

Электронная коммерция - это такая модель ведения бизнеса, в которой Интеpнет является основным или единственным средством коммуникаций, используя этот канал, конечный пользователь может: найти нужный товар, заказать и оплатить его (после чего покупку доставят на дом), а также получить, при необходимости, техническую и консультативную поддержку в дальнейшем. И вcе этo - не выxoдя из cвoей кваpтиpы. Преимущества для покупателя в этой связи весьма очевидны.


В основе сервиса, позволяющего покупать и продавать товар через компьютерные сети, лежат технологии электронной коммерции. Это емкое понятие включает в себя большой набор вариантов действий, как для продавцов, так и для покупателей. Главное, что отличает их друг от друга, это способ оплаты. Какими бы разнообразными ни казались существующие системы электронной коммерции, все они, по большому счету, делятся на две категории, которые условно можно назвать: "утром деньги - вечером стулья" и "здесь и сейчас".

К первой категории относятся электронные магазины, позволяющие покупателю делать только заказ. В этом случае сделка осуществляется немного позже, а во время посещения такого виртуального магазина покупатель знакомится с предлагаемыми товарами, откладывает что-то понравившееся себе в "корзинку" и в результате получает счет-фактуру (или какой-нибудь другой документ) с подсчитанной общей суммой, рассчитанным НДС, печатью и подписью продавца - этот документ может служить основанием для проведения оплаты. Стоит заметить, что при посещении и не виртуального магазина довольно часто вначале выписывают счет, который покупатель оплачивает через банк и лишь затем получает желаемый товар. Поэтому Internet-систему, подобную описанной выше, без малейшей натяжки можно назвать электронным магазином.

Наиболее характерными представителями торговых точек, работающих по этой схеме, являются сайты следующих компаний:

"Кнорус" - http://www.knorus.ru.
"Книги России" - http://www.bооks.ru.
St.-Рете РuЬlishing Нouse - http://www.st-р.соm.
Victor Каmkin - httр://www.kamkin.соm.

Например, компания Sak Connections (http://www.sak.com.ua/) предлагает в он-лайне выбрать конфигурацию компьютера или необходимые комплектующие и заказать счет-фактуру. Фирма же Stealth располагает на своем сервере (http://www.stealth.viaduk.net) специальную страницу, на которой заказчик может выбрать компьютер нужной конфигурации и просмотреть цены полученного варианта. Пользователи имеют возможность посетить электронный магазин http://www.te.net.ua:8081/market/, гдe предлагается широкий ассортимент товаров - от книг и компакт-дисков до парфюмерии и канцтоваров. К сказанному можно добавить, что подобная схема - недорогой и достаточно эффективный вариант для старта в электронном бизнесе.

Ко второй категории с условным названием "здесь и сейчас" относятся системы продавец-банк-покупатель. Впервые банк, обслуживающий клиентов через Интернет, появился в 1995 году. Им был Security First Network Bank. Согласно отчету известной рейтинговой и аналитической компании Fitch IBCA, доля клиентов ряда крупнейших европейских банков, пользующихся интернет-банкингом, превышает 10%, или 500 тыс. человек (по данным на конец 2000 года). По прогнозам западных специалистов, к 2003 году доля банковских операций, совершающихся через Интернет, в Европе может возрасти с 4 до 25%. Предполагается, что Россия к тому времени достигнет уровня таких операций в 3-4%. Главной их особенностью является момент нажатия клиентом кнопки. Тогда совершается сделка, в результате которой деньги переходят от покупателя к продавцу, вернее, блокируются на счете у клиента, а товар начинает двигаться в обратном направлении. Как платежный инструмент в таких системах могут использоваться международные денежные пластиковые карты (к слову, у героини фильма "Сеть" была Mastercard), участвующий в проекте банк может также предложить свои собственные пластиковые карты и средства аутентификации участников.

В качестве одного из примеров реализации такой системы можно привести российский проект СуberPlat. Используя технологию CyberCheckR (защищенный электронный документооборот с цифровыми подписями), с 29 сентября 2000 г. клиенты "Modo Paper Moscow" и CyberPlatR, не отлучаясь со своего рабочего места, например, во Владивостоке, теперь могут не только выбрать товар, но и, не теряя времени, оплатить его. Оплата в этой системе выполняется следующим образом: покупатель, зайдя в электронный магазин и выбрав необходимый ему товар, сообщает о своем решении продавцу. Сервер продавца присылает предложение о покупке товара (оферту), заверенное его электронной подписью, покупатель, в свою очередь, "ставит" собственную подпись и отсылает поручение продавцу (а точнее, в банк). Банк проверяет все подписи и переводит на счет продавца деньги со счета покупателя. К сожалению, CyberPlat сейчас представляет собой замкнутую, клубную, систему, в которой покупатель и продавец являются клиентами одного банка. Она разработана работниками этого банка и требует установки специального программного обеспечения на компьютерах клиентов.

В общем и целом, мир неуклонно движется в направлении интернет-экономики. Показательным примером может послужить наличие одного из современнейших ноу-хау - виртуального выставочного зала. Одним из сайтов, имеющих подобный зал, является сервер интернет-магазина WebMarket, расположенного по адресу http://www.web-market.ru/cgi-bin/index.pl. В течение ближайших 5 лет сумма транзакций в Сети превысит 1 триллион долларов. Для сравнения: в 1998 г. суммарный оборот электронной коммерции составил около $34 млрд. К 2002 г. аналогичный показатель составит 1,317 миллиарда долларов (по официальным данным IDC). Иностранные инвесторы уверены, что у России большое будущее в сфере электронной коммерции. По официальным данным статистики, в 2001-2002 годах предполагается 75% прирост пользователей Интернета среди российских предпринимателей. Например, корпорация Intel сделала ряд инвестиций в компании, которые изобретают новые увлекательные применения электронной коммерции и Интернета. В этот список входят: Web-узел Lastminute.com (предлагающий своим посетителям товары для путешествий и предметы роскоши), оптимизированный для процессора Pentium III; Zygon - новые технологии создания каталогов в Интернете; Lernout & Hauspie - на основе ее средств распознавания речи Intel разрабатывает технологии электронной коммерции и интернет-телефонии; Real Networks - лидер в области мультимедийных приложений Интернет; @Home Network - провайдер высокоскоростного доступа для домашних пользователей, и многие другие. Сейчас объем электронных продаж у Intel составляет более $1 млрд. Между тем, еще в начале 1998 г. объем онлайновой торговли Intel равнялся нулю.

Microsoft же планирует провести тотальную реструктуризацию своей Internet-платформы, которая в новом виде получила название Microsoft.Net . В рамках этой инициативы корпорация планирует трансформировать весь спектр своего программного обеспечения, взяв XML за основу для новой ОС, серверных приложений и средств разработки, что породит новейшие продукты электронной коммерции, такие как Windows.Net и комплект средств разработки, который станет называться Visual Studio.Net.

Таким образом, знание немногих базовых закономерностей помогает понять довольно большое количество фактов. Очевидно, что Эдем в Интернете закончился. Из мирного источника информации Сеть быстро и верно превращается в информационную среду, обслуживающую бизнес. Крик "кто не успел - тот опоздал" прозвучал, и у дверей столовой Рунета уже образовалась маленькая давка. Однако не стоит забывать прописные истины о том, что яркая упаковка - еще не залог качества, а приличная цена - не залог успеха. Об этом и других простых правилах нередко забывают как простые обыватели, являющиеся мелкими потребителями бытовых благ для личных нужд, так и солидные финансовые корпорации, ставя, таким образом, стабильность своего бизнеса под большую угрозу. Выбирая красочный, но неприемлемый для сотрудничества вариант, они рискуют потерять все, не поняв причины и сути происходящего.




статьи
статьи
 / 
новости
новости
 / 
контакты
контакты
 / 
реклама
реклама