16+
ComputerPrice
НА ГЛАВНУЮ СТАТЬИ НОВОСТИ О НАС




Яндекс цитирования


Версия для печати

Модуль поиска не установлен.

Этнический Интернет: особняком или вместе с другими

18.11.2001

Александр Кацай

Интернет активно вторгается в нашу жизнь. Если он еще не коснулся вас, то в любом случае это когда-то произойдет. Поэтому знать об этом интересном, а главное многоликом, явлении по имени Интернет нам всем надо как можно больше.

Какой он - Интернет? Помните популярную психологическую методику, когда человека просят назвать до двадцати основных, на его взгляд, качеств (характеристик) какого-нибудь явления. Так вот, если бы меня попросили охарактеризовать Интернет, то я бы сказал: политический, новостной, финансовый, экономический, деловой, исторический, культурный, карьерный, образовательный, развлекательный, модный, музыкальный, сатирический и, вероятнее всего, этнический.

На 2000 год число пользователей Интернета составляло, по данным достаточно авторитетных зарубежных источников, 180-190 миллионов. По этим же данным, число сторонников Интернета растет примерно на 30% в год. Названные цифры очень близки к реальности, потому что когда говорят о росте числа пользователей на 30% в месяц, то вероятнее всего основываются на неправильном методе подсчетов. Например, на количестве открытых электронных адресов. Понятно, что так считать нельзя. Число мест, где можно открыть бесплатный почтовый ящик, очень велико. У одного моего знакомого таких адресов около полусотни, что называется, на все случаи жизни. И если считать его одного за несколько десятков пользователей, то показатель темпов роста популярности Всемирной Паутины вырастет не на 30% в месяц, а на 30% в неделю.

Число посетителей Сети увеличивается в первую очередь за счет зарубежных пользователей (одна из причин - доступность высококачественных линий связи). Согласно опросу, проведенному в конце 2000 года Фондом "Общественное мнение" (www.internet.strana.ru), количество интернет-пользователей в России составляет 3,3 миллиона человек, или 3,6% жителей городов, начиная с 13 лет и старше. Это и есть русскоязычный сектор или сегмент Интернета (условно называемый Рунетом или Русским Интернетом). Конечно, сразу же стоит заметить, что эти цифры приведены скорее для ориентировки: на самом деле в Рунете довольно активны носители русского языка, не являющиеся гражданами России и потому не учитываемые в ходе опросов. По приблизительным подсчетам, их число явно превышает один миллион и, возможно, приближается к двум миллионам. То есть, Рунет - своего рода инструмент экспансии русского языка и русской культуры в поредевшее в последнее десятилетие постсоветское пространство, и инструмент при этом достаточно эффективный. Особенно важно то, что эта экспансия идет естественным путем и практически никак не регулируется государственными органами или идеологическими учреждениями (этот вопрос важен, и поэтому я вернусь к нему чуть позже).

Вот так, сам того не желая, и я употребил название "Русский Интернет", которое может вызвать непонимание и даже возражение. Аргументы возражающих следующие: "Если что-то назвало себя, то это не означает, что оно существует. Вы же не считаете, что есть Армянское радио? Хотя в наличии такого понятия никто не сомневается". Говоря "Русский Интернет", имеют в виду различение ресурсов Сети по этническому признаку. В данном случае это выглядит так: "мы - Русский Интернет, и есть другой - зарубежный (иноязычный или какой-либо еще) Интернет". Возникновение и применение понятия "Русский Интернет" - это осознание людьми (пользователями сети) принадлежности одних ресурсов (сайтов, их авторов, дизайнеров, web-мастеров и т.д.) к Русскому Инету, а других - к другому.

Словосочетание "Русский Интернет" возникло и распространилось спонтанно (я, действительно, не заметил, как употребил его в этой статье), поэтому говорить о его строгом определении в данный момент в принципе не имеет смысла. Критерий "русскости" понимается по-разному. Чаще всего "русский" Интернет от "нерусского" отличают так. Русский Интернет - это все, что написано на русском языке и для русских (русскоязычной аудитории). Кем написано (русским, американцем, немцем, французом и т.п.) - не важно. Сайт, написанный русским человеком, но, к примеру, на английском языке и для иностранных партнеров, очевидно, к Рунету не имеет никакого отношения.

Если посмотреть на адреса электронной почты, то здесь тоже есть @mail.ru, @online.ru и другие всевозможные "ru", но есть и @hotmail.com, и @usa.net, и @lavtech.com. Открывая ящик на сервере с каким-нибудь "com", ваше происхождение (русский вы или нет) все равно определят - звоните ведь вы из России. Поэтому, если вам хочется спрятаться, надеясь на анонимность и некую общность Сети, то свою причастность к определенной стране (и, таким образом, национальность, а точнее, гражданство), скрыть удастся с трудом. Гражданство в Интернете - это не миф, а реальность нашей жизни.

Возникновение "Русского Интернета" (или, к примеру, "Украинского Интернета") - это очень хорошо, это показатель единства и цельности нации, что, разумеется, не подразумевает нашу (или их) отличность от всего остального мира. Самостоятельное культурное развитие (назло акулам мирового империализма) хорошо, но только в меру.

Сегодня уже есть социологические исследования, которые показывают, что вера в Интернет как в некую объединяющую всех среду, где расовая и этническая принадлежность не имеют значения, не совсем обоснована. Представители Центра исследований интернет-активности (США), проводившие данные исследования, утверждают, что раса и этническая принадлежность людей, прежде всего, оказывают влияние на то, какими именно ресурсами Сети они интересуются. Так, например, большинство афро-американцев используют Интернет для своего карьерного продвижения, в то время как испано-говорящие американцы работают преимущественно с международными интернет-службами новостей. Кроме того, согласно исследованиям, большинство опрошенных связывают наличие домашнего доступа в Интернет с семейным положением: больше 60% пользователей Интернета имеют детей. В нашей стране подобные исследования пока еще не проводились, но результаты, вероятнее всего, тоже показали бы определенные (хотя, быть может, и менее выраженные) различия в интересах пользователей различных национальностей.

С популярностью Интернета (популярность подразумевает и многонациональность тоже) все относительно понятно, а вот с тем, что такое Интернет, нам еще надо разобраться. Все очень просто только на первый взгляд. Интернет часто сравнивают с библиотекой (в данном случае с электронной библиотекой), где можно найти все, что угодно. Это определение узкое и совершенно недостаточное, потому что оно не объясняет ни важности, ни возможностей Сети. Бесспорно, такое сравнение имеет право на существование: Интернет - это и библиотека тоже, в которой есть самые разные материалы, по этническим вопросам в том числе. Вот некоторые из них.

Интернет-проект "История и культура немцев Сибири: по материалам архивных и музейных коллекций" (руководитель проекта - Петр Вибе). Одноименный сайт размещен в Интернете на базе сервера Центра Интернет Омского государственного университета. Целью проекта является обеспечение доступа посредством сети Интернет к неизвестным или малоизвестным архивным и музейным материалам, посвященным истории и культуре немцев Сибири в XIX-XX веках. Реализация данного проекта позволяет в известной степени внести посильный вклад в сохранение историко-культурного наследия некогда достаточно мощной в Сибири немецкой диаспоры, размывающейся сейчас под влиянием эмиграционных и ассимиляционных процессов. Данный ресурс необходим для наглядности значения этнического многообразия в формировании культуры краев и областей государства Российского.

Также на базе сервера Центра Интернет ОмГУ размещен сайт "Немцы на Алтае: этническая история и культура" (www.altfair.ru). На втором межрегиональном фестивале-конкурсе web-ресурсов "Internet-2000: Мир без провинций" (www.konkurs.altai.ru) этот сайт занял первое место как вносящий наибольший вклад в развитие международных отношений, показав, что национальная тема "живет и побеждает".

Интернет-журнал "Этническая среда многонациональной области" (www.uic.ssu.samara.ru) предлагают Самарская Гражданская Сеть и Историко-эко-культурная ассоциация "Поволжье". Журнал посвящен проблемам межнациональных отношений, национальной политики, этно-культурного развития народов, живущих на территории Самарской области.

Относительно Самарской области это еще не все. Самарский региональный фонд социальных и культурологических программ "Полдень. XXII век" совместно с Институтом Открытое общество представляют проект "Народы России: интернет-энциклопедия". Цель проекта состоит в том, чтобы в популярной (доступной не только, и не столько для специалистов) форме познакомить пользователей Сети с этническими группами (народами, проживающими на территории России). Предполагается дать общие сведения об основных элементах традиционной культуры народов (одежда, домостроительство и т.п.), об их происхождении, антропологии, языке, религии. Статьи в интернет-энциклопедии размещаются не в алфавитном порядке, а по территориально-географическому принципу. Знакомство пользователей Сети начинается с Поволжья (коренные народы - татары, чуваши, марийцы, калмыки, мордва, русские). А дальше настоящий простор для разработчиков проекта - около 130 этносов. Именно столько народностей проживает на территории нашей страны. А разговаривают они на 150 языках (приблизительно 80 из которых литературные).

Международную научную конференцию и постоянно действующий интернет-семинар, посвященные проблемам культурного и научного взаимодействия в области языкознания, коллективных коммуникаций и этнографии для мирного разрешения этнических и конфессиональных конфликтов с участием представителей стран Западной Европы и Юго-Восточной Азии, представляет собой проект "Владивосток на перекрестке: диалог культур мира народов Европы, России и Юго-Восточной Азии" (www.dvgu.ru). Данный проект создан и поддерживается Дальневосточным государственным университетом и Дальневосточным отделением комиссии РФ по делам ЮНЕСКО.

На территории СНГ тоже есть много интересного. Информационно-коммуникативная служба "Диалог" совместно с центром программы IATP фонда IREX в г. Чимкенте объявила о проведении акции под названием "Много путей многим культурам" в рамках всемирного действия "Равные, но разные". Служба "Диалог" приглашает всех в офис Информационного Фонда Сорос-Казахстан, где расположился компьютерный зал программы IATP для бесплатного доступа через Интернет к ресурсам мирового сообщества, посвященным проблемам развития этнических культур в современном мире. Устроители акции рассматривают ознакомление большого числа пользователей с информацией об этническом многообразии современного мира и существующих проблем в этой сфере как скорейший путь к избавлению от многочисленных стереотипов, которые являются, по их мнению, главной причиной национальной дискриминации.

Вы, уважаемые читатели, наверное, уже заметили, что практически все перечисленные проекты существуют при поддержке мировых благотворительных организаций (Фонд Сороса, ЮНЕСКО). Это к слову о том, кому нужны сайты по этническим проблемам.

Продолжим, однако, разговор о том, что такое Интернет. Кстати, это не совсем и библиотека, в привычном понимании этого слова. Библиотека ассоциируется с "застывшим и неподвижным", а Интернет - это динамичность и мобильность. Форумы, интернет-конференции, чаты - наглядный тому пример, который приводит к пониманию основного предназначения Сети. Самое главное заключается в следующем: компьютер с выходом в Интернет - универсальный и очень мощный узел связи.

С помощью Интернета можно получать любую открытую информацию по всему миру и в реальном времени (т.е. сразу). Не за горами время, когда Интернет+компьютер станут единым узлом связи, включающим в себя и телевизор, и телефон, и факс. Возможности фантастические. Но и это еще не все. Интернет дает каждому человеку право вещания - заявления своей информации большому кругу людей. Пусть даже большинство пользователей Сети этого еще не поняли и в этом еще не нуждаются. Вещание и общение - очень важная вещь для тех, кому есть, что рассказать. И особенно хорошо, если это одновременно дешево и демократично.

Здесь сразу встает вопрос об универсальности среды Интернет. О ней очень много пишут и говорят, преподнося как основное достоинство Сети. Но когда речь заходит об интересах стран, в которых живут участники общения через Интернет, то отношения между ними изменяются. Они становятся едва ли не точной копией тех отношений, что присущи людям в реальном мире. Одним из подтверждений этому была ситуация вокруг Косово в 1999 году. Практически сразу после начала военных действий в Косово югославские специалисты по компьютерным технологиям начали атаки на сервера военных сетей стран НАТО. Электронным атакам подвергся также сервер Белого дома, на котором длительное время можно было видеть нецензурные выражения в адрес президента США. На несколько часов была выведена из строя компьютерная сеть одного из авианосцев, участвовавших в военном конфликте. Российские хакеры тоже не были в стороне: взлом сайтов Белого дома происходил, вероятно, при их непосредственном участии. На известном сервере "Территория взлома" проходил тогда опрос "Готовы ли Вы помочь Югославии, приняв участие в электронной войне?". Подавляющее большинство посетителей ответило: "хоть сейчас в бой". Конечно, не остались в долгу и представители кибер-культуры западных стран: атакам подверглись несколько российских сайтов. Албанские хакеры взломали страницу Милошевича, бывшего тогда президентом Югославии.

Именно на Интернет сделали ставку югославские радиостанции Радио В92 и Радио 21 после того, как они были закрыты и прекратили свои передачи по радиоволнам. А обращение к сайту радиостанции "Голос России" во время войны в Косово возросло примерно в два раза и достигало более 80 тысяч посещений в день.

Югославский пример влияния действительности на жизнь электронной сети хотя и является наиболее ярким и показательным, но он далеко не единственный. Огромное количество информации по проблеме Чечни можно найти на сайтах различных электронных представительств популярных газет, журналов, радиостанций (не только российских, но СНГшных и зарубежных). Есть издания, которые существуют только в электронном виде. Через Интернет можно пообщаться с людьми, представляющими обе стороны чеченского конфликта и изучить особенности данной проблемы. Не думайте, что сайт "Кавказ" - единственный сайт о Чечне. Интернет дает потрясающие возможности: достаточно набрать адрес и вы оказываетесь в гуще военных и политических событий. Кроме официальных сайтов различных организаций существует множество частных проектов по проблеме Чечни. На страницах этих сайтов авторы высказывают свое личное мнение относительно происходящего. Этого никто не может запретить, и это шанс быть услышанными во всем мире. Некоторые сайты устраивают форумы и конференции вокруг чеченской проблемы.

На сегодняшний день практически все крупные этнические конфликты так или иначе проникают и имеют свое продолжение в Интернете (арабо-израильский, ирландский и т.д.).

Рука об руку с поступлением информации о национальных конфликтах идет распространение пропаганды насилия в Интернете. В Сети существует примерно 600 сайтов, преимущественно американских, которые пропагандируют этнические расхождения. А недавно появился феномен распространения расистских и неонацистских убеждений и среди детей. На сайте Anti-Defamation League можно найти специальный фильтр, который перенаправляет пользователя от сайтов, содержащих резкие материалы по поводу насилия, расизма или религиозности, прямо на сайт Anti-Defamation League к разъясняющим материалам.

Центральный вопрос, связанный с этническим Инетом, - вопрос свободы. Интернет почти с самого начала воспринимался его пользователями как пространство свободы. Но ни одна социальная система не может существовать и динамично развиваться без комплекса внутренних ограничений. А существующие в рамках этой системы пользователи Интернета принадлежат обыденному миру, говорят на его языке и, следовательно, наши желания, потребности и действия обусловлены культурными и социальными стереотипами современного общества. Только вот информация, системы ценностей и т.д., приходящие из Интернета, принимают на себя частичку этой умозрительной свободы, опуская планку критического анализа. Особенно хорошо это видно на примере сайтов по вопросам национальностей.

И здесь я ловлю себя на мысли, которую до этого никак не мог оформить и сформулировать: есть ли он - этнический Интернет - в чистом виде. Ответ: конечно же, нет. Этнический - это и политический, и новостной, и экономический, и какой-то еще. Вот они - интеграция и взаимопроникновение. Забыть о нации и, как результат, забыть об этническом Интернете? Заметьте, что в новом российском паспорте нет графы "национальность" - нам уже достаточно только гражданства. Все очень неоднозначно.



статьи
статьи
 / 
новости
новости
 / 
контакты
контакты